Вторник, 11 Декабря 2018 г.
Сообщество Финансовые дыры

К списку сообществ | В начало сообщества | Добавить запись

Автор: Ф-16

Нововведения Кодекса о банкротстве юридических лиц

11:56 21/11/2018



В октябре Верховная Рада приняла Кодекс Украины по процедурам банкротства, проголосовав за проект №8060.


Главной его сенсацией стала процедура банкротства физических лиц, которой раньше в украинском законодательстве просто не существовало. Однако изменения по правилам банкротства юридических лиц остались почти незамеченными. Попробуем разобраться, как с принятием Кодекса будут становиться банкротами юридические лица.

Зачем нужен новый кодекс

Пояснительная записка к законопроекту определяет, что предыдущая процедура банкротства была крайне неэффективной, существенно снижала позиции Украины в международных рейтингах и отпугивала потенциальных инвесторов. По рейтингу Doing Business 2018 в разрезе урегулирования неплатежеспособности Украина занимает 149 место из 190.

Такую низкую позицию вызывают по меньшей мере три показателя. Во-первых, продолжительность процедуры банкротства в Украине в среднем составляет 2.9 года, тогда как для группы развитых стран этот показатель составляет 1.7 года. Во-вторых, стоимость процедуры банкротства в Украине составляет 40.5% от стоимости имущества против 9.1% в развитых странах. И в-третьих, индекс взыскания, измеряющийся в соотношении цент на доллар, для нашей страны составляет 8.9, тогда как в развитых странах – 71.2. Это показывает неэффективность института банкротства в Украине и демонстрирует потребность в новом Кодексе.

Что изменилось

Кроме общих положений о ликвидации барьеров и упрощении доступа к процедурам, новый Кодекс содержит несколько интересных нововведений.

Для защиты прав кредиторов Кодекс расширяет их права и улучшает их условия участия в процедуре банкротства. Кредиторы теперь могут инициировать дело о банкротстве, участвовать в голосовании при принятии решений. Также, кредитор может требовать от суда решения о прекращении моратория на его требования относительно предмета обеспечения. Ключевые полномочия в делах о банкротстве передаются от комитета кредиторов к собранию кредиторов. Если первое собрание кредиторов не считается проведенными при неприбытии кредиторов с достаточным количеством голосов, можно провести повторное собрание с уменьшенным кворумом. Кредиторы также будут участвовать в выборе арбитражного управляющего, который должен предоставлять им информацию о финансовом состоянии должника и ходе производства по делу о банкротстве.

Количество обжалований и время рассмотрения дел также будет снижено для того, чтобы должник не смог умышленно затягивать процесс банкротства.

Одно из главных нововведений Кодекса о банкротстве юридических лиц – это продажа активов должника через электронные аукционы. Подобная система была принята в 2016 году для продажи активов обанкротившихся банков – после "банкопада" Фонд гарантирования вкладов физических лиц имел на балансе много имущества, которое было крайне сложно реализовать. За 2 года, реализация через электронные аукционы принесла Фонду более 11 млрд гривен, что свидетельствует об эффективности системы аукционов. Ожидается, что этот механизм позволит сделать более эффективным и корпоративное банкротство за счет продажи активов должника по конкурентной цене.

Стартовая цена такого имущества, состав лота, величина шага аукциона и текст объявления будут согласованы с кредиторами перед началом аукциона. Если стороны не могут договориться об этих условиях, данный вопрос решает суд. В случае, если имущество не получается реализовать с первой попытки, снижение стартовой цены на повторном аукционе возможно только по согласованию кредитора. Если новая цена не устраивает его, кредитор может приобрести имущество по стартовой цене путем взаимозачета.

Что это даст

Помимо повышения эффективности процедуры банкротства и улучшения условий кредиторов, эксперты ожидают позитивное влияние на международные рейтинги. Ожидается, что для того же рейтинга Doing Business принятие Кодекса позволит поднять показатель Украины на 81 пункт по эффективности процедур банкротства. Таким образом, со 149 места Украины поднимется до 68 в этом разрезе, и получит еще 9 позиций в общем рейтинге. Этот рейтинг является одним из основных показателей инвестиционной привлекательности и существенно влияет на приток иностранного капитала в Украину.

Когда новый кодекс начнет действовать

Кодекс вступит в силу через 6 месяцев после принятия, то есть в апреле 2019 года. Тем не менее, сам факт принятия законопроекта №8060 повлиял на инвестиционную привлекательность – по последним данным Doing Business в разрезе урегулирования неплатежеспособности, Украина поднялась на 4 пункта и занимает уже 145 место.


Комментировать | 0 комментариев
Автор: Ф-16

Нововведения Кодекса о банкротстве юридических лиц

11:56 21/11/2018



В октябре Верховная Рада приняла Кодекс Украины по процедурам банкротства, проголосовав за проект №8060.


Главной его сенсацией стала процедура банкротства физических лиц, которой раньше в украинском законодательстве просто не существовало. Однако изменения по правилам банкротства юридических лиц остались почти незамеченными. Попробуем разобраться, как с принятием Кодекса будут становиться банкротами юридические лица.

Зачем нужен новый кодекс

Пояснительная записка к законопроекту определяет, что предыдущая процедура банкротства была крайне неэффективной, существенно снижала позиции Украины в международных рейтингах и отпугивала потенциальных инвесторов. По рейтингу Doing Business 2018 в разрезе урегулирования неплатежеспособности Украина занимает 149 место из 190.

Такую низкую позицию вызывают по меньшей мере три показателя. Во-первых, продолжительность процедуры банкротства в Украине в среднем составляет 2.9 года, тогда как для группы развитых стран этот показатель составляет 1.7 года. Во-вторых, стоимость процедуры банкротства в Украине составляет 40.5% от стоимости имущества против 9.1% в развитых странах. И в-третьих, индекс взыскания, измеряющийся в соотношении цент на доллар, для нашей страны составляет 8.9, тогда как в развитых странах – 71.2. Это показывает неэффективность института банкротства в Украине и демонстрирует потребность в новом Кодексе.

Что изменилось

Кроме общих положений о ликвидации барьеров и упрощении доступа к процедурам, новый Кодекс содержит несколько интересных нововведений.

Для защиты прав кредиторов Кодекс расширяет их права и улучшает их условия участия в процедуре банкротства. Кредиторы теперь могут инициировать дело о банкротстве, участвовать в голосовании при принятии решений. Также, кредитор может требовать от суда решения о прекращении моратория на его требования относительно предмета обеспечения. Ключевые полномочия в делах о банкротстве передаются от комитета кредиторов к собранию кредиторов. Если первое собрание кредиторов не считается проведенными при неприбытии кредиторов с достаточным количеством голосов, можно провести повторное собрание с уменьшенным кворумом. Кредиторы также будут участвовать в выборе арбитражного управляющего, который должен предоставлять им информацию о финансовом состоянии должника и ходе производства по делу о банкротстве.

Количество обжалований и время рассмотрения дел также будет снижено для того, чтобы должник не смог умышленно затягивать процесс банкротства.

Одно из главных нововведений Кодекса о банкротстве юридических лиц – это продажа активов должника через электронные аукционы. Подобная система была принята в 2016 году для продажи активов обанкротившихся банков – после "банкопада" Фонд гарантирования вкладов физических лиц имел на балансе много имущества, которое было крайне сложно реализовать. За 2 года, реализация через электронные аукционы принесла Фонду более 11 млрд гривен, что свидетельствует об эффективности системы аукционов. Ожидается, что этот механизм позволит сделать более эффективным и корпоративное банкротство за счет продажи активов должника по конкурентной цене.

Стартовая цена такого имущества, состав лота, величина шага аукциона и текст объявления будут согласованы с кредиторами перед началом аукциона. Если стороны не могут договориться об этих условиях, данный вопрос решает суд. В случае, если имущество не получается реализовать с первой попытки, снижение стартовой цены на повторном аукционе возможно только по согласованию кредитора. Если новая цена не устраивает его, кредитор может приобрести имущество по стартовой цене путем взаимозачета.

Что это даст

Помимо повышения эффективности процедуры банкротства и улучшения условий кредиторов, эксперты ожидают позитивное влияние на международные рейтинги. Ожидается, что для того же рейтинга Doing Business принятие Кодекса позволит поднять показатель Украины на 81 пункт по эффективности процедур банкротства. Таким образом, со 149 места Украины поднимется до 68 в этом разрезе, и получит еще 9 позиций в общем рейтинге. Этот рейтинг является одним из основных показателей инвестиционной привлекательности и существенно влияет на приток иностранного капитала в Украину.

Когда новый кодекс начнет действовать

Кодекс вступит в силу через 6 месяцев после принятия, то есть в апреле 2019 года. Тем не менее, сам факт принятия законопроекта №8060 повлиял на инвестиционную привлекательность – по последним данным Doing Business в разрезе урегулирования неплатежеспособности, Украина поднялась на 4 пункта и занимает уже 145 место.


Комментировать | 0 комментариев
Автор: Ф-16

ОВГЗ - заработок или иллюзия?

11:06 23/10/2018



Как-то в последнее время в украинской прессе очень популярной стала тема инвестиций в ОВГЗ

То, что раньше считалось уделом профессионалов, теперь активно предлагается обывателям. И аргументы выдвигаются «железные»: гарантии государства, высокие ставки, отсутствие налогообложения – просто какой-то инвестиционный рай! Так ли это на самом деле?

Схематично жизненный цикл рынка ценных бумаг можно разделить на четыре фазы:

Фаза №1 «Невидимая». Самое начало подъема. Это, когда инвестируют, так называемые, «умные деньги», на жаргоне обозначающие инвесторов, обладающих уникальным пониманием рынка или, что бывает чаще, доступом к информации, которая недостижима для других.

В Украине это выглядело так: «умные деньги» в январе продали доллары выше 28, купили краткосрочные гривневые ОВГЗ с доходностью 17%, дождались погашения и обменяли гривну на доллары по 26. В годовом эквиваленте долларовая доходность составила свыше 60%. Прекрасный заработок! Как добиться подобного? Нужно быть или безумно храбрым и удачливым, или очень информированным.

Скорее, информированным, ведь постоянно выигрывать в лотерею нельзя. А в прошлый четверг «умные деньги» снова взяли, да и накупили долларовых ОВГЗ, чтобы снова гарантировано выиграть. Представляете, две недели назад Минфин не мог продать бумаг и на $50 млн, а тут, вдруг, сразу же в пять раз больше - $242 млн. И странное совпадение… На следующий же день после аукциона оказалось, что мы наконец-то почти договорились с МВФ о кредите. А что может быть лучше для рынка облигаций, чем подобные новости. Вот только узнавать о них нужно раньше других, тогда и удача вам будет улыбаться чаще.

Фаза №2 «Осведомленность». Вслед за «умными деньгами» в дело вступают институциональные инвесторы, и масштабы рынка начинают расти. Так было и в Украине. Осведомленные институциональные инвесторы, иностранные, зашли в украинский рынок ОВГЗ чуть позже «умных денег», обменные курсы для них были уже не такими благоприятными, но доходность в результате, всё равно, оказалась фантастической.

В завершение фазы, стараниями профессионалов, рынок разгоняют до такой степени, что об этом начинают говорить публично, в медиа, привлекая внимание розничных инвесторов, желающих заработать.

И тогда начинается…

Фаза №3 «Мания». Обычные люди, подогретые пропагандой, пытаются заработать. Как правило, к этому времени все умные «умные» и «осведомленные» уже распродают свои портфели и выходят из зоны риска. Но кто-то же должен «заплатить за банкет»? И эти кто-то, как правило, розничные инвесторы. Именно им «профессионалы» рассказывают о блестящих перспективах и уговаривают ничего не бояться. «Падения не будет, в этот раз все будет совсем иначе!». Энтузиазм и жадность перерастают в наваждение, и создается «Новая парадигма!».

Вот и в Украине что-то похожее. Людям открывают легкий доступ к ОВГЗ, прожужжали все уши об их преимуществах, да ещё и убеждают, что они «полностью гарантированы государством», как будто слово «гаранта» само по себе чего-то стоит. Особенно, когда речь идет о выплатах по долларовым бумагам. Вот вместе с МВФ – это другое дело, но чтобы заработать, о воссоединении с фондом нужно было узнать раньше других, а это удел лишь «умных денег».

И тот факт, что «умные деньги» смогли узнать то, что никто не знал, еще раз подтверждает, что все и всегда заканчивается одинаково.

Фаза №4 «Падение». В начале кажется, что падение кратковременно. «Этого же не может быть. Мы ведь живем в новой парадигме, нам ведь говорили, что в этот раз всё будет иначе». Потом начинается страх, за ним следуют капитуляция и отчаяние. Ну, а потом всё начинается с самого начала и на сцене снова появляются «умные деньги».

Думаете, в Украине будет иначе? Как многократно доказывала история, радость от кредитов МВФ скоротечна. Нынешнее заявление фонда о том, что новый кредит «послужит основой для экономической политики властей в 2019 году», звучит на самом деле лишь как попытка не допустить экономической катастрофы в преддверии выборов. А там видно будет. Вот вам и новая парадигма.

Так что, прежде чем давать в долг государству, а именно это вы делаете, покупая ОВГЗ, подумайте о том, с кем имеете дело. Хотелось бы ошибиться, но полагаю, и в этот раз парадигма будет не очень новой.


Комментировать | 0 комментариев
Автор: Ф-16

Чем обернется для россиян повышение НДС

13:46 15/06/2018



Правительство предложило повысить налог на добавленную стоимость с 18 до 20%, сообщил в четверг премьер-министр Дмитрий Медведев. Правительство одобрило это предложение.

Разговоры о повышении налога на добавленную стоимость в этом году возобновились после того, как президент Владимир Путин подписал новый "майский указ". Выяснилось, что на его реализацию правительству не хватает 8 трлн рублей.

За счет повышения НДС правительство будет получать 600 млрд рублей в год, заявил первый вице-премьер Антон Силуанов.

НДС - косвенный налог, его платят по цепочке все, кто участвует в создании товаров и услуг. Повышение может привести к снижению покупательной способности населения и повышению цен.

Эффект будет мягче, так как, по словам Медведева, льготу по НДС в 10% на социальные товары - продукты питания, лекарства, товары для детей - не отменят.

Власти последние несколько лет обещали не повышать налоги "в течение политического цикла", то есть до выборов президента в 2018 году.

Но после этих выборов, которые прошли в марте, разговоры о необходимости повышения налоговой нагрузки возобновились.

После инаугурации президент Владимир Путин подписал новый "майский указ". И выяснилось, что правительству на его реализацию нужно найти 8 трлн рублей.

Чтобы найти часть суммы, чиновники предлагали повысить НДС и подоходный налог, а также ввести торговый сбор.

Однако 7 июня Владимир Путин в ходе "Прямой линии" заявил, что повышение НДФЛ и введение нового налога нецелесообразно. Одновременно про НДС он не сказал ничего.

Теперь за счет повышения НДС правительство рассчитывает получать 600 млрд рублей в год.

"Эти средства вместе с дополнительными доходами от завершения нефтегазового маневра будут основными источниками для финансирования национальных целей развития, поставленных в указе президента от мая текущего года", - сказал Силуанов (цитата по Интерфаксу).

Льготная ставка НДС в 10%, которой облагались детские товары, а также продукты "социальных категорий" и лекарства, останется. Кроме того, власти пообещали экспортерам ускорение процесса возмещения НДС.

Еще правительство решило отменить налог на движимое имущество.

НДС дает около 34% доходов бюджета, говорится в отчете Райффайзенбанка. Это самый крупный федеральный налог. Его повышение в целом более выгодно для федерального бюджета и менее травматично для региональных бюджетов, чем повышение подоходного налога.

Повышение базовой ставки НДС негативнее всего скажется на подакцизных товарах - бензине, алкоголе и табаке. Цены на них могут вырасти, предупреждают эксперты.

Цены на бензин сейчас для властей - серьезная проблема. После президентских выборов в России начался резкий рост цен на топливо. С мая в разных регионах России проходят акции протеста против повышения цен на топливо.

А 7 июня на "Прямой линии" Путина спросили, когда он остановит рост цен на топливо.

Министр энергетики Александр Новак заявил, что рост цен уже остановлен. А вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что договорился с крупнейшими нефтяными компаниями зафиксировать цены на уровне 30 мая.

Повышение НДС может негативно сказаться на доходах населения и покупательной способности, кроме того, это может подстегнуть инфляцию.

Сопредседатель "Деловой России" Андрей Назаров объяснял, что повышение НДС может привести к снижению прибыли у компаний, а также снизить инвестиционную привлекательность некоторых предприятий, например, в машиностроении.

За последние годы, несмотря на падение нефтяных цен и санкции, структура российской экономики не изменилась. В основе ее роста лежат цены на нефть и быстрый рост потребления. В Fitch назвали потребление домохозяйств ключевым драйвером российской экономики.

Именно по потреблению и может ударить повышение НДС, предупреждала Александра Суслина из Экономической экспертной группы.

Пока прогнозы по росту экономики на этот год далеки от оптимизма. Министерство экономического развития прогнозирует темпы роста в диапазоне 1,6-2,1% в этом году. Но накануне рейтинговое агентство Fitch снизило прогноз по темам роста российской экономики в этом году с 2 до 1,8%.


Комментировать | 0 комментариев
Автор: Финконтроль

Налоговая амнистия: что это значит для украинцев?

17:42 16/03/2018





Предвыборный год обязывает, чтобы правительство не только всячески повышало социальные стандарты, но и предлагало различные "плюшки" и для бизнеса. У президента в хорошую традицию вошло прямо на встречах с бизнесом подписывать законы, которые хоть в какой-то мере улучшают бизнес-климат. За последнее время глава государства прямо фонтанировал идеями – введение налога на выведенный капитал, реформа налоговой милиции, проведение налоговой амнистии.

Последнее предложение является, скорее, приглашением для бизнеса высказаться "за" или "против" (амнистия может проводиться и для частных лиц, но в данном случае речь идет о бизнесе), а не своим обязательством немедленно подавать соответствующий законопроект. Впрочем, несколько законопроектов по налоговой амнистии и сейчас зарегистрированы в Раде, а попытки создать под нее нормативную базу были в 2014, 2015 и 2017 годах. Один законопроект не пропустил профильный комитет, а два были отозваны авторами. Но в настоящее время в Комитете Рады по вопросам налоговой и таможенной политики разрабатывается закон о проведении разового декларирования.

Налоговая амнистия представляет собой легализацию сбережений путем официального опубликования реального размера доходов, уплаты определенной сумы налогов (как правило, не выше 10%) в обмен на гарантию неприкосновенности от любых видов ответственности. Такая практика в мировых экономиках является достаточно распространенной.

Как отмечает адвокат правовой группы "Побережнюк и партнеры" Роман Кобец, целью налоговой амнистии является, с одной стороны, вывод капитала из "тени" в легальный оборот с возможностью дальнейшего свободного распоряжения средствами, а с другой стороны – инвестиции в экономику за счет легализации доходов.

По большому счету амнистировать в Украине есть что – до половины экономики страны находится в "тени". По оценкам Минэкономразвития, за 9 месяцев 2017 года уровень теневой экономики в Украине составил 33% от ВВП, а по данным исследования международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА), Украина в 2016 году заняла третье место (45,1%) в списке стран с крупнейшей теневой экономикой.

По словам Натальи Радченко, партнера практики налогообложения и бизнес-эффективности АО Juscutum, в развитых странах существует другой механизм возврата денег в страну – добровольное раскрытие зарубежных доходов. При этом ответственность все равно наступает и налоги тоже платят, просто она (ответственность) чуть меньше, т. к. учитывает добровольный характер раскрытия информации и уплаты налогов.

Практика амнистирования

Небезынтересно, что в Украине уже есть опыт налоговой амнистии. "С 17 января 2015 была введена налоговая амнистия для бизнеса в форме налогового компромисса по налогу на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость. Налоговый компромисс предполагал, что государство прощает предпринимателям ранее недоплаченные налоги за периоды до 1 апреля 2014 года за плату в сумме 5% от объемов заниженных налоговых обязательств, тогда как остальные 95% считались погашенными", – напоминает Роман Кобец.

По данным Государственной фискальной службы Украины, ровно через месяц после вступления в силу закона о налоговом компромиссе заявления в органы ГФС подали 614 предприятий. Они увеличили налоговые обязательства на 2,87 млрд грн, с которых оплате в бюджет подлежало 143,4 млн грн. Налоговый компромисс был интересен в основном крупному бизнесу. "Налоговая амнистия в 2015 году закончилась полным провалом. Об этом даже потом никто в СМИ не писал", – добавляет Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.

В разные годы были попытки ввести всеобщее декларирование населением своих доходов и налоговый контроль расходов частных лиц косвенными методами. И наверное, к счастью, дело дальше намерений пока не дошло.

Кроме того, декларирование чиновников (это, конечно, не налоговая амнистия, но механизм похожий) показало то, что несоответствие доходов и расходов чиновников во многие случаях не вызывало интереса у призванных за этим следить госорганов.

"Пару лет общество смаковало информацию о раскрытых доходах чиновников в электронных декларациях. Было пару показательных попыток выяснить происхождение некоторых квартир, и все. Считайте, амнистия для чиновников у нас и так уже состоялась. Они-то свои "нулевые декларации" уже подали тогда. И собирать с них уже нечего. Поэтому непонятно, на кого рассчитан новый аукцион невиданной налоговой щедрости", – иронизирует Наталья Радченко.

Проблемы амнистии

Проблем с проведением налоговой амнистии более чем достаточно. Часть из них – сугубо психологические. "Налоговая амнистия закрепит в сознании добросовестных плательщиков, что, оказывается, можно было вот так воровать полжизни, не платить налоги, а потом "вжух!" – и государство тебе говорит – заплати 5% и спи спокойно. А как должны себя чувствовать граждане, которые всю жизнь отдавали больше половины зарплаты для уплаты налогов при таком развитии событий? Обманутыми, я полагаю", – говорит Наталья Радченко.

Но большая часть проблем с амнистией сугубо прикладные. Главная из них состоит в том, что доверие бизнеса к государству находится на очень низком уровне. "Возможно, некоторые и "поведутся" на эту инициативу, то лишь в случае, если будут уверены, что в будущем им за это "ничего не будет" и по-другому нельзя. Но я бы, в первую очередь, говорил не о действующих бизнесменах, а о бывших – которые уже 10+ лет как политики и госслужащие, но все еще "живут на доходы от прошлого бизнеса". По-моему убеждению, "налоговая амнистия" вряд ли позволит вывести действующий бизнес из "тени" – он и так работает, в основном в рамках действующего законодательства, используя все "возможности для маневра". Например, использование налоговых гаваней может и неэтично, но далеко не всегда противозаконно", – считает Виктор Шулик, директор департамента рыночных исследований рейтингового агентства IBI-Rating.

Применение "нулевых деклараций", может, и позволит легализировать значительную часть накопленных капиталов, а также и увеличить поступления в бюджет (в зависимости от того, как именно будет применяться механизм и в каком формате), но рождает целый ряд вопросов.

Где гарантия, что условия "общественного договора" не будут пересмотрены через время? В стабильных общественно-политических системах такие гарантии есть, но в украинских условиях утверждать однозначно вряд ли кто-то решиться.
Каким будет механизм проверки данных из деклараций, и не будет ли он почвой для дополнительных злоупотреблений в дальнейшем?
В силу специфики украинской экономики, подтвердить источники доходов и средств бывает очень проблематично. Доходы, проведенные через офшоры и фирмы-"прокладки" – это одно, взятки – другое, а привезенные из-за рубежа деньги трудовых мигрантов – третье.
Станет ли налоговая амнистия интересна населению, а также основной части бизнеса, зависит от множества факторов. В первую очередь, от четкости предложенного механизма и минимизации возможности для фискальных органов после раскрытия реальных доходов не применять по формальным причинам налоговую амнистию, а насчитать полный размер задолженности и штрафные санкции.

Как отмечает Роман Кобец, также важным является гарантия отсутствия ответственности не только за непосредственно налоговые нарушения, но и за иные нарушения, совершенные в связи или во избежание налогообложения. В любом случае, налоговая амнистия не должна стимулировать увеличение теневого сектора экономики, когда налогоплательщик будет понимать, что государство и в дальнейшем раз в трехгодичный период сроков давности будет списывать долги.

В целом, экономический эффект от возможного проведения налоговой амнистии вызывает у экспертов сомнения (особенно с точки зрения общей прогнозируемости госполитики). "Налоговая амнистия не сработает, она просто не нужна бизнесу. Ему нужно, чтобы не меняли постоянно Налоговый кодекс и работала простая презумпция невиновности. Пока этого не будет, никакая налоговая амнистия не сработает. Бизнесмены без проблем будут работать "по-белому", если будут знать, что правила игры стабильны и для них, и для налогового инспектора. Но сейчас все наоборот. Фактически налоговый инспектор может выписать штраф или даже инициировать возбуждение налогового дела против любого украинского бизнесмена по надуманной причине, а бизнесмену нужно защищаться. С 2002 по 2008 год бизнес без амнистии "обелялся". Тогда теневая экономика упала до уровня 30%, тогда как сейчас около 50%. Нужна просто стабильность, но пока ее нет – не будет ничего", – сетует Александр Охрименко.

По словам Виктора Шулика, чтобы декларировать доход и платить налоги честно, необходимы совсем другие факторы: гарантия неприкосновенности активов в будущем или хотя бы справедливого судебного разбирательства; выгоды от работы "в белую" и риски от сокрытия доходов также должны быть существенными; контроль со стороны общества также должен играть важную роль (в т. ч. на электоральном уровне).

Также необходимым условием правильной амнистии является реальная налоговая реформа (сокращение ставок налогов и упрощение их администрирования), более жесткая дерегуляция и резкое сокращение возможностей контролирующих органов "кошмарить" бизнес.

Юрий Григоренко


Комментировать | 0 комментариев
Автор: Олюшко

Зачем НБУ хочет заменить бумажные гривны монетами

14:49 14/03/2018



НБУ сообщил о желании заменить бумажную гривну монетами номиналом 1, 2, 5 и 10.


Это говорит о перспективе инфляции в ближайшие три года.

То есть мы должны готовиться к тому, что цены будут складываться из целого числа гривен.

Поскольку уровень цен в стране привел к выводу из обращения мелких денег, еще в ноябре 2017 года Национальный банк начал дискуссию о возможном выводе из обращения копеек номиналами 1, 2, 5 и 25, оставляя лишь монеты номиналом 10 и 50 копеек. Сегодняшний шаг регулятора – это продолжение процесса, который начался в прошлом году.

Стоимость чеканки монет выше печати, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе государство будет экономить на этом, поскольку монета практически вечна. Мы никогда не видели данных Нацбанка относительно срока жизни каждой банкноты в отдельности. Данные других центробанков показывают, что мельчайшие бумажные деньги живут в среднем 1,5 года, как например, купюра в 1 долл. Купюра в 10 долл. – в среднем 3 года, а крупнейшая в 100 долл. – 9 лет. Поэтому за несколько циклов обращения стоимость выпуска и поддержки мельчайших купюр сравняется со стоимостью выпуска монет. А потом государство будет уже на этом экономить.

Что касается сопровождения монет, то оно может стоить дороже, чем сопровождение банкнот, поскольку перевозка монет теоретически потребует большего количества автомобилей инкассаторов.

Однако это уравновешивает количество электронных платежей, которое увеличивается и приводит к все меньшему использованию наличных денег. Единственный вид расчетов в теневой экономике – это наличность.

Поэтому государство заинтересовано в том, чтобы полностью перевести граждан и бизнес только на электронные и безналичные расчеты.

Фискальные и регуляторные органы все больше продвигают установку терминалов оплаты банковскими картами для розничных продавцов.

Все это вместе существенно влияет на наши привычки.

Алексей Дорошенко.


Комментировать | 0 комментариев
Автор: Ф-16

Контракт с General Electric. Победа ли?

08:40 27/02/2018



 "Это произошло! Мы победили! Исторический контракт! General Electric подписала контракт с Укрзализныцей на миллиард долларов".

Опытные специалисты в области инвестиций, чиновники, консультанты и советники буквально "взорвали" Интернет своими публикациями о победе – подписание контракта, по которому Укрзализныця заплатит миллиард долларов иностранной компании с привлечением кредита от Укрэксимбанка.

Почему они не радуются контрактам на экспорт, когда наши заводы выходят на новые мировые рынки. Действительно, таких новостей все меньше. Они перестали радоваться, когда иностранные компании и корпорации строят заводы в Украине. Такие события стали единичными. Так не "подрывается" Интернет даже когда мы, украинцы, сами для себя строим заводы.

Зато нас призывают радоваться контракту, по которому украинцы в кредит покупают чужих товаров на миллиард долларов! Такое впечатление, что по книге Айн Рэнд "Атлант расправил плечи" киностудия, в эти минуты, снимает художественный фильм. Павильон для съемок вся территория Украины.

Почему мы должны радоваться этому контракту, а не спрашивать:

Как, когда и кем проводился тендер на закупку дизельных локомотивов?

Каковы цена одного локомотива GE и условия поставки в Украину?

Какой из заводов GE производить локомотивы для Украины? Кто и на каких условиях будет их обслуживать?

Почему General Electric? У них нет опыта работы в Украине в сегменте железнодорожного транспорта, да и в мировом масштабе этот их сегмент не сильнейший. Наши заводы никогда не сотрудничали с GE, не производили детали к их локомотивам.

Почему не Skoda? Почему не Bombardier? Почему не Siemens?

Я молчу об отечественных заводах.

Для справки:

1. 18 электровозов было изготовлено на Днепропетровском электровозостроительном заводе (ДЭВЗ) в 2003-2008 годах. Это совместное производство: ДЭВЗ (кстати, это государственный завод!) – механическая часть, вспомогательные машины; Смелянский электромеханический завод (СЕМЗ) – тяжести, двигатели; Siemens – силовое оборудование тягового привода. Почему бы не продолжить работу с Siemens? Они готовы были, точно! Почему не строить локомотивы в Днепре?!

2. В 2013 году были подписаны документы о начале производства локомотивов на Запорожском тепловозоремонтном заводе вместе (ЗТРЗ – тоже государственный завод) со Škoda. Почему бы не развивать этот проект?

3. Bombardier точно искал место для локализации производства локомотивов в Украине. Я знаю об этом стопроцентно, они были у нас на Трибо. Я рекомендовал Bombardier пообщаться с представителями Крюковского вагоностроительного и Дружковского машиностроительного заводов. Почему бы этот проект развивать не этими компаниями?

4. Еще одна очень интересная тема для размышлений: Украина заключает миллиардный контракт на поставку локомотивов "General Electric" в то время, когда эта компания заявляет, что намерена продать бизнес по производству локомотивов в течение двух лет и сосредоточиться на энергетике, авиации и медицине. Как сообщает railwaygazette.com, на такой шаг компания вынуждена пойти, чтобы предотвратить кризис – за последний год капитализация General Electric сократилась на 35%, или на 100 млрд долл.

Безусловно, сотрудничество с иностранными компаниями – это важная составляющая любой экономики. Но при этом мы должны в приоритете видеть собственное производство и экономику. А перед заключением миллиардных контрактов необходимо проводить прозрачные тендеры и обосновывать необходимость и преимущества именно такого сотрудничества. Иначе, в голову приходят какие-то умышленные планы о миллиардных кредитах, которые невозможно будет вернуть, преднамеренное доведение до банкротства определенных предприятий и др.


Комментировать | 0 комментариев
Автор: Олюшко

Главные итоги форума в Давосеа

11:20 02/02/2018

 

Глобальный экономический прогноз

Международный валютный фонд (МВФ) повысил свои прогнозы глобального роста на 2018 и 2019 годы до 3,9%, ожидая, что мировая экономика продолжит восстанавливаться после оживленной торговли и инвестиций, а также недавней налоговой реформы в США. Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард считает, что потенциальный рост экономики должен увеличиваться за счет реформ. Нужно инвестировать в разработки, технологии и инновации. Лагард обеспокоена международной торговлей и считает целесообразным увеличить ее объемы. По ее словам, это поощряет конкуренцию и, соответственно, развитие, внедрение инноваций и имеет непосредственное влияние на производительность страны. Сейчас Индия остается самой быстрорастущей экономикой в ​​мире в 2018 году, прогнозируемый темп роста составляет 7,4%.

Райские бумаги. Как заставить компании платить налоги

Уклонение от уплаты налогов после офшорных скандалов в 2017 году, разоблаченных в расследовании под названием Райские бумаги выявило, что известные политики и бизнесмены выводили многомиллионный капитал на офшорные территории. Так, деньги утекают из стран и не дают экономике развиваться. Эксперты отмечают, что в 2017 году производство и обнародование черного списка стран значительно помогло в борьбе с офшорами. Более того, активизация вывода капиталов подтолкнула мир в конце концов заняться урегулированием этой проблемы. Сейчас эксперты считают необходимым провести переговоры относительно налогообложения во избежание утечки средств на офшоры. Нужно на государственном уровне ввести правила для урегулирования поведения компаний.

Новая парадигма для развивающихся стран

У развивающихся стран свой путь. Однако ряд проблем, с которыми они сталкиваются, в основном являются одинаковыми: медленный рост экономики, отсутствие рабочих мест и недостаточно высокие зарплаты. Однако эксперты наблюдают оживление этих показателей в странах и прогнозируют в течение следующих двух лет их дальнейшее улучшение. Развивающимся странам необходимо сместить свои ориентиры из привычного внутреннего потребления на наращивание экспорта, что поможет им укрепить экономику. Инвестиции станут вспомогательным фактором для этих стран, а частный капитал необходимо направить в инфраструктуру. Эксперты отмечают, что определение сильной стороны и ее постоянное развитие улучшит экономику страны, поскольку она будет иметь мощную специализацию. Вместе с тем, нужно следить за инновациями, которые, в свою очередь, используют высокоразвитые страны. Поэтому в фокусе должно быть развитие технологий.

Украина в лидерах блокчейна

Блокчейн является более демократичной децентрализованной системой, поэтому она может принести государству увеличение доверия к власти. Ключевым фактором для блокчейна становится скорость, поскольку транзакции биткоина занимают много времени, а инвесторы заинтересованы в максимальном сокращении этого процесса. Для государства важнейшим вопросом становится кибербезопасность. В Украине проблемы с криптовалютой существенно отличаются от других стран. Отмечается, что в 2017 году в Соединенных Штатах 750 американцев заплатили налоги в биткоинах, в то время как в Украине криптовалюта не выполняет этой функции, поскольку в Национальном банке еще не определились с ее статусом на государственном уровне. На форуме один из главных экспертов мира по блокчейну, автор бестселлера "Революция блокчейн" Дон Тапскотт, представил карту мира с 14 странами – лидерами по внедрению технологии блокчейн. Украине посчастливилось быть на этой карте. Кроме нее, в перечень стран-лидеров вошли США, Канада, Бразилия, Австралия, Израиль, ОАЭ, Грузия, Эстония, Великобритания, Франция, Германия, Швеция и Китай.

Энергетическая политика

Последние тенденции на энергетических рынках показывают, что мир все быстрее переходит от традиционной энергетики к альтернативной – "зеленой" энергии. Так, солнечная энергия становится самым дешевым ресурсом для многих стран мира и соревнуется с традиционной энергетикой. Страны меняют направление своей политики в сторону возобновляемой, чистой энергетики. Кроме того, потребление электричества растет быстрее, чем потребление энергии. Прогнозируется, что к 2040 году миру будет необходимо на 30% больше энергетики, чем в 2018 году, однако это не будет резким скачком в потреблении, а скорее постепенным нарастанием потребностей. При этом, необходимы все источники энергии. Наблюдается оживленная тенденция, когда потребители становятся производителями энергии, самостоятельно используя альтернативные источники энергии. Таким образом, они становятся независимыми, самостоятельно контролируют количество потребляемой энергии. Поэтому страны, которые экспортируют нефть и газ, будут постепенно терять своих потребителей и соответственно, прибыль.


Комментировать | 0 комментариев
Автор: Олюшко

Главные итоги форма в Давосеа

11:20 02/02/2018

 

Глобальный экономический прогноз

Международный валютный фонд (МВФ) повысил свои прогнозы глобального роста на 2018 и 2019 годы до 3,9%, ожидая, что мировая экономика продолжит восстанавливаться после оживленной торговли и инвестиций, а также недавней налоговой реформы в США. Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард считает, что потенциальный рост экономики должен увеличиваться за счет реформ. Нужно инвестировать в разработки, технологии и инновации. Лагард обеспокоена международной торговлей и считает целесообразным увеличить ее объемы. По ее словам, это поощряет конкуренцию и, соответственно, развитие, внедрение инноваций и имеет непосредственное влияние на производительность страны. Сейчас Индия остается самой быстрорастущей экономикой в ​​мире в 2018 году, прогнозируемый темп роста составляет 7,4%.

Райские бумаги. Как заставить компании платить налоги

Уклонение от уплаты налогов после офшорных скандалов в 2017 году, разоблаченных в расследовании под названием Райские бумаги выявило, что известные политики и бизнесмены выводили многомиллионный капитал на офшорные территории. Так, деньги утекают из стран и не дают экономике развиваться. Эксперты отмечают, что в 2017 году производство и обнародование черного списка стран значительно помогло в борьбе с офшорами. Более того, активизация вывода капиталов подтолкнула мир в конце концов заняться урегулированием этой проблемы. Сейчас эксперты считают необходимым провести переговоры относительно налогообложения во избежание утечки средств на офшоры. Нужно на государственном уровне ввести правила для урегулирования поведения компаний.

Новая парадигма для развивающихся стран

У развивающихся стран свой путь. Однако ряд проблем, с которыми они сталкиваются, в основном являются одинаковыми: медленный рост экономики, отсутствие рабочих мест и недостаточно высокие зарплаты. Однако эксперты наблюдают оживление этих показателей в странах и прогнозируют в течение следующих двух лет их дальнейшее улучшение. Развивающимся странам необходимо сместить свои ориентиры из привычного внутреннего потребления на наращивание экспорта, что поможет им укрепить экономику. Инвестиции станут вспомогательным фактором для этих стран, а частный капитал необходимо направить в инфраструктуру. Эксперты отмечают, что определение сильной стороны и ее постоянное развитие улучшит экономику страны, поскольку она будет иметь мощную специализацию. Вместе с тем, нужно следить за инновациями, которые, в свою очередь, используют высокоразвитые страны. Поэтому в фокусе должно быть развитие технологий.

Украина в лидерах блокчейна

Блокчейн является более демократичной децентрализованной системой, поэтому она может принести государству увеличение доверия к власти. Ключевым фактором для блокчейна становится скорость, поскольку транзакции биткоина занимают много времени, а инвесторы заинтересованы в максимальном сокращении этого процесса. Для государства важнейшим вопросом становится кибербезопасность. В Украине проблемы с криптовалютой существенно отличаются от других стран. Отмечается, что в 2017 году в Соединенных Штатах 750 американцев заплатили налоги в биткоинах, в то время как в Украине криптовалюта не выполняет этой функции, поскольку в Национальном банке еще не определились с ее статусом на государственном уровне. На форуме один из главных экспертов мира по блокчейну, автор бестселлера "Революция блокчейн" Дон Тапскотт, представил карту мира с 14 странами – лидерами по внедрению технологии блокчейн. Украине посчастливилось быть на этой карте. Кроме нее, в перечень стран-лидеров вошли США, Канада, Бразилия, Австралия, Израиль, ОАЭ, Грузия, Эстония, Великобритания, Франция, Германия, Швеция и Китай.

Энергетическая политика

Последние тенденции на энергетических рынках показывают, что мир все быстрее переходит от традиционной энергетики к альтернативной – "зеленой" энергии. Так, солнечная энергия становится самым дешевым ресурсом для многих стран мира и соревнуется с традиционной энергетикой. Страны меняют направление своей политики в сторону возобновляемой, чистой энергетики. Кроме того, потребление электричества растет быстрее, чем потребление энергии. Прогнозируется, что к 2040 году миру будет необходимо на 30% больше энергетики, чем в 2018 году, однако это не будет резким скачком в потреблении, а скорее постепенным нарастанием потребностей. При этом, необходимы все источники энергии. Наблюдается оживленная тенденция, когда потребители становятся производителями энергии, самостоятельно используя альтернативные источники энергии. Таким образом, они становятся независимыми, самостоятельно контролируют количество потребляемой энергии. Поэтому страны, которые экспортируют нефть и газ, будут постепенно терять своих потребителей и соответственно, прибыль.


Комментировать | 0 комментариев
Автор: Ф-16

Парадоксы украинского роста

11:37 10/11/2017



НБУ обнародовал оценку экономического роста Украины за ІІІ квартал текущего года в 2% (в I квартале ВВП вырос на 2,5%, во втором – на 2,3%).


Трудно быть спокойным не только по поводу таких темпов экономического роста, но и по поводу его качества.

Стоит понять составляющие этого роста.

Очевидным является первый парадокс.

Промышленное производство за девять месяцев уменьшилось на 0,3%, аграрный сектор тоже сократился (-0,7%).

Существенно выросло строительство (почти на 24%), но его небольшая доля имеет незначительное влияние на динамику, как (в силу этого же обстоятельства) и транспорт, что тоже демонстрирует рост.

А что же дает рост? Хорошую динамику демонстрирует торговля. По итогам девяти месяцев она нарастила оборот на 8,8%. А это второй по масштабам сектор украинской экономики (после промышленности). По оценкам, он обеспечил с начала года около 1,4% прироста ВВП, то есть его основную часть.

Но тут выпирает второй очевидный парадокс. А что же продает наша торговля, что нарастило объемы продаж, когда промышленность в минусе, сельское хозяйство тоже? Такую динамику данного сектора обеспечила не национальная экономика, а импорт. За 8 месяцев текущего года его масштабы выросли на 27,4%.

Трудно быть спокойным не только по поводу таких темпов экономического роста, но и по поводу его качества. Потому как локомотивом нашего нынешнего экономического роста выступает торговля, которая в свою очередь обеспечивается значительным наращиванием масштабов импорта.


Комментировать | 0 комментариев
Предыдущие 10 записей

 

Профиль сообщества

Финансовые дыры

Обсуждаем госбюджет

Смотреть полный профиль сообщества

Добавить запись в сообщество
 

Новое в сообществах