Понедельник, 24 Сентября 2018 г.

Сообщество Цитатник

К списку сообществ | В начало сообщества | Добавить запись

Автор: Ф-16

Бессмертное наследие Стивена Хокинга

14:46 14/03/2018

Образ ученого в инвалидном кресле, занимающегося исследованием самых необычных свойств Вселенной, никого не оставил равнодушным. Впрочем, о болезни Хокинга если и стоит говорить, то лишь для демонстрации силы воли человека и его безграничных возможностей. Еще в 1963 году у Хокинга был диагностирован боковой амиотрофический склероз. Это хроническое заболевание центральной нервной системы в дальнейшем привело к практически полному параличу. Хотя ученые были в недоумении, ведь болезнь, которая обычно приводит к смерти человека, в случае с Хокингом практически замедлилась. С конца 1960-х годов он начал пользоваться коляской. В 1985 году Хокинг после воспаления легких перенес трахеостомию, вследствие чего утратил способность говорить. Тогда же ученый начал пользоваться синтезатором речи, а с 1997 года — компьютером, управляемым при помощи датчика, закрепленного у мимической мышцы щеки. Но все это время он не только работал, но и вел активную жизнь. Однажды Хокинг совершил настоящий подвиг. Он согласился испытать на себе условия пребывания в невесомом пространстве, совершив полет на специально оборудованном летательном аппарате. Это событие, произошедшее в 2007 году, полностью видоизменило представление Стивена Хокинга об окружающем мире. Ученый поставил себе цель покорить космос. Отвечая на вопрос о том, почему он идет на такой риск, доктор Хокинг сказал: "Я хочу показать, что физические недостатки — не преграда для человека, если он не падает духом"ь заставила меня понять, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить", - любил повторять Стивен Хокинг. И он ее прожил не зря. "Он был великим ученым и необыкновенным человеком, чья работа и наследие будут жить в течение многих лет", - заявили после смерти Хокинга его дети. И в этом нет ни малейшего преувеличения: наследие самого известного физика-теоретика нашего времени столь весомо, что о нем знают во всех уголках земного шара.

"Ни один ученый со времен Альберта Эйнштейна не возбуждал так воображение общественности и не притягивал к себе десятки миллионов людей со всего мира", — уверен профессор теоретической физики из Нью-Йоркского университета Митио Каку. Впрочем, труды Хокинга были бы немыслимы без работ Эйнштейна. Получивший блестящее образование в Оксфорде и Кембридже, Стивен начал карьеру в 1960-е годы. Чуть ранее в Гарварде Роберт Паунд и Глен Ребка экспериментально подтвердили замедление хода времени в поле тяготения, чем доказали – Эйнштейн был прав со своей общей теорией относительности. Многие мировые умы, вдохновившись подтверждением ОТО, начали искать следствия, выходящие из утверждений Эйнштейна.

Одним из таких молодых ученых был Стивен Хокинг. В начале ХХ века стали склоняться к тому, что Вселенная началась с Большого взрыва, когда из сверхплотного и горячего состояния она стала расширяться. Однако первоначальное состояние Вселенной – сингулярность – не позволяло применить к нему текущие законы физики. Хокинг заинтересовался феноменом сингулярности и начал работу в этом направлении. Одним из самых необычных проявлений сингулярности являются черные дыры, предсказанные еще Эйнштейном. В своей диссертации Хокинг развил теоремы своего коллеги, британского математика Роджера Пенроуза, который первым объяснил возникновение черной дыры гравитационной сингулярностью. Хокинг экстраполировал это на всю Вселенную, доказывая, что она до Большого взрыва и в его момент находилась в состоянии бесконечной плотности массы.

Однако мировая слава пришла к Хокингу позже, когда он перевернул представление о черных дырах с ног на голову. В 1960-е черные дыры пытались описать не только при помощи общей теории относительности, но и методами квантовой механики. Хокинг пошел другим путем и применил к черным дырам термодинамику.

Во время посещения СССР в начале 70-х Хокинг узнал, что советский физик Владимир Грибов допускал излучение черных дыр, но никаких материалов по этому поводу не публиковал. Хокинг же весьма заинтересовался этим и по прибытии домой начал проводить расчеты теплового спектра черной дыры. Эта работа стала переломным моментом в истории современной физики. Проведя долгие и сложные расчеты, Хокинг показал, что черные дыры на самом деле не являются черными. Он выяснил, что со временем они постепенно угасают, выделяя радиацию и частицы, а в конце взрываются и исчезают.

Его расчеты, в виде тезисов опубликованные в 1974 году в журнале Nature под заголовком "Взрывы черных дыр?", получили высокую оценку в научном мире. Ученые сегодня называют его открытие первой важной вехой в попытках найти единую теорию природы и соединить гравитацию с квантовой механикой, которые по-разному объясняют малое и большое, а также дать объяснение Вселенной, которая сегодня кажется нам как никогда странной и незнакомой. Исследование, посвященное излучению черных дыр, многие считают главной работой Хокинга.

Парадокс в том, что сам Хокинг вначале не верил, что из черной дыры могут исходить частицы. "Я их совсем не искал, — вспоминал он, давая в 1978 году интервью. — Я просто случайно на них наткнулся. Они вызвали у меня немалое раздражение".

Это разрушило все представление о черных дырах. В теории Хокинга они из разрушителей превратились в созидателей или, по крайней мере, в переработчиков и направили мечту о конечной теории по странному новому пути. Испарение черных дыр ставит следующий вопрос перед физиками: куда девается при этом информация о телах, поглощенных черной дырой. Этот и другие вопросы Стивен Хокинг мог не только исследовать, но и объяснять в простой и понятной форме, прославившись как популяризатор.

"Вы можете спросить, что произойдет, если кто-то прыгнет в черную дыру, — сказал Хокинг, давая в 1978 году интервью. — Я не думаю, что он выживет после такого прыжка… С другой стороны, если мы пошлем кого-то прыгнуть в черную дыру, ни он, ни составляющие его атомы не вернутся, а вот его энергия массы вернется. Может быть, это применимо ко всей Вселенной". Ученый допускал существование параллельных вселенных.

Позже он даже поспорил с американцем Джоном Прескиллом о том, может ли благодаря излучению вернуться информация, затянутая черной дырой во внутрь. Спустя 7 лет Хокинг публично признал свое поражение, согласившись, что гравитация навсегда искажает информацию.

И все же осмыслить идеи Хокинга было сложно даже ученым, не то что обычным людям. Но Хокинг решил этот вопрос в 1988 году, когда опубликовал свою научно-популярную книгу "Краткая история времени". Труд впоследствии был переведен на десятки языков, издан общим тиражом более 10 млн экземпляров. "Моя цель очень проста: я хочу понимать Вселенную, почему она устроена так, как устроена, и зачем мы здесь", - говорил Хокинг. При этом он шутил о своей книге как о самой продаваемой и при этом не читаемой. "Моя настоящая мечта — написать такую книгу, которая будет продаваться в ларьках в аэропорту. Но для этого, похоже, издателю нужно будет поместить на обложку голую женщину", - говорил он.

Образ ученого в инвалидном кресле, занимающегося исследованием самых необычных свойств Вселенной, никого не оставил равнодушным. Впрочем, о болезни Хокинга если и стоит говорить, то лишь для демонстрации силы воли человека и его безграничных возможностей. Еще в 1963 году у Хокинга был диагностирован боковой амиотрофический склероз. Это хроническое заболевание центральной нервной системы в дальнейшем привело к практически полному параличу. Хотя ученые были в недоумении, ведь болезнь, которая обычно приводит к смерти человека, в случае с Хокингом практически замедлилась. С конца 1960-х годов он начал пользоваться коляской. В 1985 году Хокинг после воспаления легких перенес трахеостомию, вследствие чего утратил способность говорить. Тогда же ученый начал пользоваться синтезатором речи, а с 1997 года — компьютером, управляемым при помощи датчика, закрепленного у мимической мышцы щеки. Но все это время он не только работал, но и вел активную жизнь. Однажды Хокинг совершил настоящий подвиг. Он согласился испытать на себе условия пребывания в невесомом пространстве, совершив полет на специально оборудованном летательном аппарате. Это событие, произошедшее в 2007 году, полностью видоизменило представление Стивена Хокинга об окружающем мире. Ученый поставил себе цель покорить космос. Отвечая на вопрос о том, почему он идет на такой риск, доктор Хокинг сказал: "Я хочу показать, что физические недостатки — не преграда для человека, если он не падает духом".

Хокинг раздвигал пределы возможного, однако не только в интеллектуальной, но и в профессиональной и личной жизни. Он ездил по миру на научные конференции, побывав на всех континентах, включая Антарктиду; он писал книги о своей работе, которые стали бестселлерами; он дважды женился и стал отцом троих детей. Он даже появился в "Симпсонах", в "Звездном пути" и в "Теории большого взрыва". Хокинг стал лицом современной науки. "Когда мне исполнилось 12, один из моих друзей поспорил с другим на мешок конфет, что из меня ничего не выйдет. Не знаю, разрешился ли этот спор и в чью пользу", - замечал Стивен.

Еще в 2002 году ученый выразил пожелание, чтобы на его могиле выгравировали формулу излучения Хокинга. И это будет сделано, вне всяких сомнений.

В последнее время Стивен Хокинг много рассуждал о глобальных проблемах человечества, предрекал его гибель в течение ближайших ста лет. Но при этом был закоренелым оптимистом. "Существует множество сценариев того, как может погибнуть все живое на маленькой планете. Но я оптимист. Мы точно достигнем звезд".

Сергей Звиглянич