Воскресенье, 21 Января 2018 г.

Сообщество Украина на карте мира



К списку сообществ | В начало сообщества | Добавить запись

Автор: Резидент

Какой язык нужен Украине? Две истории

22:27 14/12/2016

Занимательное языкознание



Если оставить в сторонке модное увлечение национальным мифотворчеством, то нетрудно заметить, что русский язык империя никому не навязывала. Не только Российская империя, но и все империи вообще не особо усердствовали на этот счёт. Потому что в имперскую эпоху никто не мнил язык "национальным достоянием" и чем-то там "нарордообразующим", а решали посредством языка только одну практическую проблему: как доводить указы до аборигенов. Для чего представителям метрополии требовались только переводчики, хотя некоторые, особо добросовестные служаки, сами изучали местные наречия, за что им полагался бонусный респект.

Советская империя в языковую политику привнесла некое "ноу-хау", но об это чуть позже. А "тюрьма народов", то есть - российское самодержавие решало проблему общения с аборигенами окраин совсем просто: она инкорпорировала местную знать. Все присоединённые земли входили в империю с сохранением положения национальной аристократии, но уже в статусе российского дворянства. Некоторых русопятых ретроградов весьма смущало, что в Польше оказалось слишком много дворян, а в Грузии - сплошные князья, но власть таким образом сняла с себя почти полностью головную боль о назначении губернаторов и прочих наместников: там свои язык знают и сами с доведением до населения властных установок разберутся.
А как же насчёт насильственной русификации, как бы поинтересуемся мы? Неужто силком не принуждали порабощённых трудяг изучать русский, и не было никаких запретов?

Запреты были. Самый известный - Валуевский циркуляр. Довольно позднее и чисто политическое решение, направленное против возникающего украинского сепаратизма: имелось в виду - "не смейте нам тут делить единый русский народ на какие-то там выдуманные разные нации!" Помогло как мёртвому припарки.
Запрет касался "книжности", то есть создание отдельных печатных произведений и документов на украинском. Поскольку тогда язык конституировался не утверждёнными сверху словарями, а исключительно письменностью. Что не имеет отдельной письменности, то - диалекты и наречия. До осознания опасности для империи украинского сепаратизма Котляревский написал аж целую "Энеиду" на малороссийском наречии, которая несколько раз издавалась с конца 18-го до середины 19 века. Письменность иных народов имперскую власть не пугала: и так ясно, что они другого происхождения. При этом, конечно, никаких запретов на разговорную речь не было: говори, как хочешь. Не понимаешь по-русски - твоя проблема: вон, иди, толмач тебе растолкует, что надо.
Русификация, однако, была. Не принудительная, а вынужденная. Даже просто общаться с властью через толмача - это зависимость от толмача. Понятно, что выгоднее самому язык освоить и иметь с этого некоторые преференции. А уж если хочешь как-то выдвинуться по службе или получить образование (доступное по сословному признаку, конечно), то тут без русского и других европейских языков никак не обойтись.

Вот таким нехитрым способом империя за 300 лет не только добилась значительных успехов в распространении русского языка - хотя такой цели не было, царю без разницы, как между собой балакает чёрный люд - но и обогатилась талантливыми выходцами разнообразного происхождения - вот они действительно русифицировались всерьёз. То есть, их потомки в буквальном смысле становились русскими, по вере и родному языку, часто совершенно утрачивая связь с обычаями и менталитетом предков.

Советская власть в целом унаследовала этот механизм непринудительной русификации - благо, трудно придумать нечто более действенное. Но ей надо было как-то изобразить в нашем человечьем общежитии процветание национальных культур. Процветание такое, которое бы народу в трудовом едином порыве не мешало сливаться в прогрессивную общность.

Для этого нет лучшего способа, как национальные языки в загончиках границ специально насаждать. Требовать обязательного процента национальных школ. Организовывать коллективы песни-пляски. Даже взращивать и вскармливать показательных национальных поэтов с переводом продуктов их творчества на русский. И всё это благорастворение пёстрых воздухов с привкусом маргинальности тщательно культивировалось. Столь тщательно, что вызывало обратную реакцию. Потому что потолок возможностей с национальным языком хоть и доходил до союзных столиц, но был очевидно ниже потолка с русским при равных способностях. Как в партийно-хозяйственной карьере, так и в научной, например. Научная статья, написанная на узбекском, становилась доступной сообществу коллег только в русском переводе, не говоря о прямых контактах.

Поэтому способных детей родители старались отдавать в русские школы при пустеющем в городах обязательном проценте национальных: зачем ребёнку жизни усложнять.

Собственно, это всё.

Никаких кандалов, батогов, насилия и даже запретов не понадобилось - они не работают. Работает только мотивация. Триста лет - и результат налицо.

Ответ Яна Валетова:

Дуракам ничего не докажешь, я это знаю. Поэтому дальнейший текст он, в общем-то, для умных, хоть и обращен к дуракам.


Готов спорить. Сраться не готов. Не конструктивно.

Поехали.

Можно я отвечу хамством на хамство?

Я удивляюсь количеству идиотов у меня в комментариях.

Пост Марина Шаповалова объясняет механизм притеснения языка.

Повторяю для дураков, не способных прочесть 5 абзацев текста:

механизм притеснения украинского языка - это не только аресты, расстрелы и Валуевский указ. Это система поощрений и удобств для тех, кто отказывается от своего родного языка в пользу карьерного роста и всяческих плюшек от империи.

Этот метод куда страшнее прямых репрессий и запретов, потому что люди шли на отказ добровольно.

Так действовали все империи, начиная с греков и римлян.

Запрет польского языка в русских гимназиях в Польше. Хорошее образование, дающее тебе возможность поступить в престижный университет - только на имперском языке.

А это означает, что и твои дети будут идти по такому же пути - говорить на языке империи, чтобы пользоваться ее благами.

Посадить и расстрелять нужно сотни, а таким образом можно поставить на службу империи сотни тысяч, если не миллионы - грамотных, интеллигентных, технически образованных.

Это метод привлечения элит под знамена империй.

Это ползучая русификация.

Никаким другим образом не получишь такой эффект.

Пункт два.

Я заканчивал престижную сш №19, физматкласс, в Днепре в 1980 году. Учился в ДГУ на физико-техническом факультете. Только русский язык обучения, общения. В школе я был освобожден от украинского, но ходил на уроки - сидел и слушал. Я много читал на украинском, компенсируя недостаток книг на русском, и наша украинка меня очень любила. Но украинский язык был диковинкой. Внимание - это не оскорбление! Это факт! В НЕМ НЕ БЫЛО НЕОБХОДИМОСТИ!

Я мог всю свою жизнь прожить и ни разу не испытать НЕОБХОДИМОСТИ в знании и изучении украинского языка. Да, я его знал, читал и мог рассказать анекдот на суржике.

Я не испытывал к нему ни любви, ни ненависти - ну, так, экзотический вариант для поездок в глубинку. Даже во Львове со мной говорили на русском.

Еще раз, для тупых, кто считает, что я устраиваю срач и пиар.

Я убежден, что язык - важнейшее средство самоидентификации нации, в том числе и политической. Но я убежден, что большинство из нынешних радетелей за мову в свое время прекрасно учились в русских школах и на русском. И в институте слушали лекции на русском. И детей своих отдавали в русские школы.

И ни за какую мову не боролись. И в тюрьмы не шли.

Потому, что так было удобнее.

Мы с женой отдали своего старшего сына в украинско-английскую школу, потому что мы, два русскоязычных человека, были убеждены - знание языка страны НЕОБХОДИМО.

И дочь, и сын у нас трехязычные + польский.

И когда я говорю, что в советское время к украинскому было весьма равнодушное отношение, он считался языком деревни и единственный мой одногрупник, говоривший по приезду в ВУЗ на украинском переучивался на русский, так как ни одного шанса пользоваться родным языком у него не было - я говорю правду.

И Марина пишет правду.

А вас послушаешь, так вы до 91 сражались за мову со страшными коцапами и скоцапленными, в лагерях сидели да книги перепечатывали.

Империя имела свои методы. Где надо - дубиной, остальных перспективами. И кушали, дорогие, еще и благодарили за это. А сегодня все борцы, жертвы и радетели.

Я страшно благодарен тому, что фильмы и телевидение у нас на украинском - это для меня лучше всякого учебника. Живая речь, современный язык, лексика. Я давно не замечаю на каком языке слушаю, на каком языке со мной говорят.

Я уверен, что через 20-30 лет доля украинского языка в Украине будет близка к 90%, это неизбежный процесс, если его не перекорежат многочисленные идиоты, полагающие, что нам нужны свои "валуевские" указы. Никого и никогда нельзя заставить ЛЮБИТЬ насильно. Можно заставить терпеть.

А вот применение имперских методов чудесно подходит. Хочешь на гослужбу? Учи язык. Хочешь в престижный ВУЗ? Учи язык. Научные журналы, литературные премии, преференции литераторам и киношникам, работающим на языке страны...

Не запрещать одно и насаждать другое, а ограничивать одно и давать преференции на другое. Разницу понимаете, бойцы языкового фронта? Не водят к счастью за рога! Не водят!

Теперь самая мякотка.

Я, переобувшийся украинофоб, русофил и скрытый сепар, от которого надо отписываться (кстати, скатертью дорога, если кто хочет!) утверждаю, что в Украине нужно ввести экзамен на гражданство. Такой, как в Германии, США, Балтийских странах.

Для особенно сообразительных поясняю - это не "чемодан, вокзал", это практика демократическая, вполне оправданная.

Ты можешь жить в стране не зная её языка и истории, имея вид на жительство, временный или постоянный. Живи себе на здоровье. Ни пенсия, ни медобслуживание от этого не зависит. Но вот участие в политической жизни, в избирательном процессе, в работе госорганов - увольте. Нельзя. Будь любезен, экзамен на знание истории, и соответствующий уровень знания по языку.

И все.

Это снимет большинство болезненных вопросов. Не надо бороться с русским. Не надо ничего закрывать и запрещать. Дайте людям добровольный выбор и вы увидите, что они выберут и своим детям, и себе то, что выгоднее и интереснее.

Стимулируйте. Пусть люди хотят знать свой язык и историю. Пусть поймут, что их язык обеспечит им и детям лучшее будущее.

В общем, будьте, как империя, только мудрее.

На выходе получите свои элиты - в культуре, в технике, в науке.

А не банду оголтелых идиотов, которые считают, что любая дурость, сказанная на мове, становится мудрым афоризмом.

И, да... Этот пост намеренно написан на русском языке и преследует цель разжечь... Только не очередной поганый срач, а дискуссию.

Если с вами можно не сраться, а дискутировать.


Добавить ссылку на материал в блог          Добавить ссылку на материал на форум


Ваш ник
e-mail для получения комментариев (необязательно)
Ваш комментарий


Николай | 13:18 15/12/2016
Підтримую двома руками. ...стимул і іспит - шлях до позбавлення від колісніченок і фаріонок.

Новое в сообществах