Понедельник, 23 Июля 2018 г.

Сообщество Политики и их конъюнктуры



К списку сообществ | В начало сообщества | Добавить запись

Автор: Ф-16

Депутаты готовы пожертвовать безвизовым режимом?

18:11 17/02/2016

За один рабочий день депутаты успели "испортить" сразу четыре ключевых антикоррупционных закона. Шенген закрыт?



Пленарное заседание Верховной Рады во вторник, 16 февраля, запомнилось не только отчетом правительства и несостоявшейся отставкой Кабмина, но и принятием ряда законопроектов, необходимых для безвизового режима с ЕС. В первой половине дня депутаты успели в первом чтении проголосовать за законопроекты №4054, 4055 и 4056. Эти документы дополняют и улучшают ранее принятые законы, направленные на борьбу с коррупцией. Кроме них, Рада во втором чтении и в целом утвердила законопроект 3755, ускоряющий внедрение электронного декларирования доходов чиновников. Но вместо общественного одобрения, получили очередной громкий скандал.

Приняв законопроект 3755 в виде, предложенном депутатом Блока Петра Порошенко Вадимом Денисенко, парламентарии похоронили сам смысл существования электронного декларирования доходов и имущества.

Закон необходимо было корректировать - после внесенной "под шумок" правка нардепа Андрея Деркача, которая отсрочила появление электронных деклараций до 2017 года. Нужно было просто отменить эту правку. Но нардепы воспользовались шансом “усовершенствовать” закон своими хотелками. Тот случай, когда лекарство оказалось хуже болезни.

Что нужно было сделать? Во-первых, установить обязательность подачи деклараций в электронном виде не с 1 января 2017 года, а уже сейчас, во-вторых, обязать всех чиновников подавать электронные декларации, как только Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) утвердит форму документа.

Что сделали депутаты? С голоса выступающего Денисенко они полностью исказили смысл закона. Ключевыми стали две правки. Первая - на год отложена уголовная ответственность за внесение в декларацию неправдивой информации. Де-факто чиновникам разрешили еще один год безнаказанно лгать. Вторая - круг родственников, имущество которых нужно указывать в декларации, ограничен только теми, кто проживает вместе с декларантом. Соответственно, в ближайшее время можно ожидать массового переписывания имущества на родственников, живущих отдельно: бабушек, дедушек, тещ и так далее.

Другие правки тоже проблемны, но не столь критичны. Увеличен порог декларирования имущества с 50 минимальных зарплат до 150 ( с 68 900 грн до 206 700 грн); в этом году электронные декларации подают только чиновники, занимающие ответственные или особо ответственные должности, а не все. Это неприятные пункты, но, повторюсь, первые два - отсрочка уголовной ответственности и отказ от декларирования имущества всех родственников - нивелируют сам смысл существования электронных деклараций.

Еще есть возможность исправить ситуацию. Надеяться, в первую очередь, стоит на жесткую реакцию Европейского союза. Западные политики уже отлично понимают, что и почему делают украинские власти, лишь имитирующие борьбу с коррупцией. Их жесткая реакция может вынудить президента Петра Порошенко ветировать этот закон и вернуть его в Раду с изменениями и дополнениями. Тогда попытка депутатов убить систему электронного декларирования провалится.

Что касается трех других законов, принятых парламентом до перерыва в первом чтении. Самый спорный из них - законопроект 4055, вносящий изменения в законы о Специализированной антикоррупционной прокуратуре (САП). Он наделяет генерального прокурора дополнительными рычагами влияния на САП, в том числе, правом дважды подряд отклонять кандидатуры антикоррупционных прокуроров, отобранные конкурсной комиссией. То есть САП, которая должна быть независима от генпрокурора, наоборот, оказывается под контролем главы ГПУ. Независимость САП - одно из категорических требований ЕС, что еще раз подчеркнул в своем обращении 16 февраля глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский. Бесполезно - депутаты все равно попытались "протащить" эти нормы через парламент. С первого раза не получилось - не хватило голосов для принятия закона в целом. Но первое чтение проект прошел, и на второе будет вынесен уже 18 февраля. Остается время для маневра, но депутаты могут добавить в документ новые одиозные нормы.

С двумя остальными законами - проекты №4054 и 4056 - ситуация совсем другая. Первый из них упрощает систему ареста и конфискации имущества, полученного преступным путем, второй - улучшает принципы работы Национального агентства по поиску и возврату такого имущества. Оба приняты в декабре прошлого года, вместе с пакетом других законов "безвизового пакета". При прохождении через Верховную Раду из обоих законов исчезли ключевые нормы, составлявшие их суть. В итоге на выходе получились "пустышки", которые не позволяли эффективно искать, находить, арестовывать и конфисковывать имущество коррупционеров, как прежних, так и нынешних. А также - эффективно управлять конфискованным у коррупционеров имуществом.

Но наши политики упустили из виду, что европейцы уже не верят громким словам и обещаниям, и ждут дела. Поэтому попытка прикрыть имитацию борьбы с коррупцией принятыми "пустыми" законами с треском провалилась: ЕС четко дал понять, что не считает эти бумажки выполнением условий визовой либерализации. Так что уже в феврале пришлось повторно вносить эти законопроекты в парламент - именно в том виде, что они вносились в декабре, до правок нардепов.

Оба закона на повторное чтение будут вынесены также в четверг, 18 февраля. И нет сомнений, что между чтениями депутаты опять постараются исказить смысл законов. За громкими и пышными формулировками скрыть очередную пустышку, и вручить ее европейцам под видом выполнения требований ЕС. Это вряд ли удастся, но гражданское общество не должно выключаться из процесса и контролировать народных избранников.

Виталий Шабунин



Добавить ссылку на материал в блог          Добавить ссылку на материал на форум


Ваш ник
e-mail для получения комментариев (необязательно)
Ваш комментарий


Новое в сообществах