Понедельник, 23 Июля 2018 г.

Сообщество Сериалы



К списку сообществ | В начало сообщества | Добавить запись

Автор: зритель

ПЕПЕЛ. Обманутые ожидания?

15:36 05/11/2013

"Пепел" ждали. Еще бы — канал так неистово рекламировал этот проект! Анонсы в эфире появились за несколько месяцев до премьеры. И пресс-релиз канала "Россия 1" не оставлял сомнений в том, какую ставку делали на этот сериал: "Самый громкий, амбициозный и ожидаемый проект года. Захватывающая интрига, невероятные повороты сюжета, перевоплощение героев, звездный кастинг, масштабные массовые сцены, и главное – долгожданное появление на экране самого яркого актерского дуэта наших дней – Евгения Миронова и Владимира Машкова – все это обещает зрителю встречу с настоящим телевизионным кино высокого класса". Читаешь и думаешь: не сериал, а мечта, пишет обозреватель Арина Бородина.

1

Звездный актерский состав добавил ожиданий. Помимо одного из самых ярких дуэтов – Миронова и Машкова, — в сериале "Пепел" снимались Елена Лядова, Андрей Смоляков, Чулпан Хаматова, Сергей Гармаш, Ирина Розанова, Петр Мамонов, Владимир Гостюхин, Сергей Чонишвили…

При таком количестве замечательных фамилий в одном сериале, естественно, настраиваешься на то, что тебе покажут редкую штучную работу, которую при нынешнем поточном сериальном производстве всегда ждешь. Но три сценариста и два режиссера (основной – Вадим Перельман, но, кроме него, в титрах в этом качестве значится и Тимур Ванштейн, главный продюсер "Пепла") сочинили историю, в которой почти нет места даже такому понятию, как причинно-следственная связь. И почти в каждом эпизоде – сплошное недоумение.

Действие начинается в 1938 году. Капитану Красной Армии Игорю Петрову (Владимир Машков) грозит арест. Об этом он рассказывает своей жене Рите (Елена Лядова). Пытается скрыться, но при этом обещает скоро вернуться. Рита провожает его на вокзал и ждет любимого мужа. В одном купе с Петровым едет культурно одетый вор-медвежатник по кличке Пепел (это и дает название сериалу, а заодно, видимо, по задумке авторов, придает ему некую метафоричность), которого играет Евгений Миронов.

Сенька-Пепел везет в купе поезда воровской общак: саквояж без замка полностью набит сокровищами. В череде обстоятельств Пепел получает по голове от своих же. Петров тащит его по коридору вагона без сознания. Свидетелей, конечно, нет. Оказавшись в купе, капитан Красной Армии, поразмыслив (причины зрители должны додумать сами), переодевается в одежду Сеньки-Пепла (она, несмотря на разбитую в кровь голову вора, аккуратная, чистая и абсолютно подходит по размеру), надевает на него свою военную форму (это за кадром, но вся амуниция, несмотря на бойню в тамбуре и помощь окровавленному соседу по купе, также абсолютно чистая), меняет документы и оказывается в какой-то деревне с целым саквояжем сокровищ.

Дальше череда эпизодов настолько насыщена, что порой теряешь логику изложения. Какие-то нестыковки, нелепицы и главное — отсутствие психологического рисунка поступков главных персонажей. Понятно, что используется прием, традиционный для кино – герои меняются местами.

Капитан Красной Армии, по документам ставший вором Сенькой-Пеплом, мчится в свою квартиру (это при том, что он боится ареста и как раз собирался исчезнуть), вырезает ножницами из общей фотографии свое лицо, вклеивает его в чужой паспорт. Вор Сенька оказывается в военном госпитале, и понимает, что он теперь — Игорь Петров. А Рита, которую он видел мельком на вокзале, — его жена. Но сначала герой

Машкова зарывает общак, видимо, до лучших времен, но спустя несколько эпизодов, где он успевает прикончить еще двоих, его все равно арестовывает милиция. Уже как уголовника. А Пепел из госпиталя попадает в жестокие руки НКВД. Как врага народа его начинают пытать.

Но воровская шайка не дремлет. Мало того, что они как-то узнают, что попутчиком Пепла был капитан Петров, и что он находится в госпитале, так они еще и подбираются к выдающему себя за вора Сеньку герою Машкова прямо в тот же вагон, в котором он должен поехать по этапу. Для этого рецидивист Витя – Гардероб (Андрей Смоляков) сознательно идет на "мокрое дело", чтобы его посадили (это, между прочим, 1938 год, но кого это волнует!) и, повторюсь, оказывается в том же вагоне, где везут Петрова.

1

Тем временем под пытками НКВД мучается вор-медвежатник Сенька-Пепел, причем не отказывается от того, что стал Игорем Петровым. Он оказывается в камере с кадровым военным (Владимир Гостюхин). Чистые гимнастерки в камерах уже не должны смущать зрителей. Чего уж там гимнастерки, когда никто кругом не замечает подмены. Энквдэшники не замечают, что капитан Красной Армии имеет несколько наколок, которые бывают только у уголовников; ни милиция, ни уголовники не замечают, что опытный рецидивист не знает жаргона и не имеет тех самых наколок.

Впрочем, прозорливые все-таки находятся. "Коллега по цеху" Витя-Гардероб сразу говорит новоявленному Сеньке-Пеплу очевидные вещи: "Ты на вора похож, как я на композитора". А кадровый военный в камере говорит "Петрову", что у него глаз наметанный, и за 40 лет в армии он научился отличать гражданского от военного. "Вы не тот, за кого себя выдаете", — говорит он герою Миронова.

Но это лишь единичные прозрения. Остальные сериальные герои, а также зрители почему-то должны поверить в столь радикальное перевоплощение героев на экране. Поверить в это невозможно. Да и авторы не сильно этим озабочены. Главное — двигать сюжет.

Двигается он так: перед расстрелом кадровый военный научит вора-медвежатника профессиональным премудростям. Обучит за несколько дней до такой степени, что тот закончит войну полковником-героем с двумя орденами Красной звезды. Странно, что не Героем Советского Союза. А уж какой из Сеньки-Пепла получился любящий муж (Рита, хоть и не сразу, но, конечно, сдалась, а как тут устоишь – сюжет же), и заботливый, честный командир с хорошо поставленной речью и манерами – просто загляденье!

Ну а что же бывший капитан Петров? Его история полна неясностями. Наколками он все-таки, благодаря Вите, обзавелся. Потом началась война. Петров и Витя сбегают из зоны. По пути Петров убивает Витю-Гардероба и оказывается, там, где когда-то зарыл общак. Очень удачно его, кстати, посадили: после побега до нужного места, где зарыт общак, "оказалось", что можно добраться пешком. Не найдя зарытых сокровищ (правда, пару серий спустя, саквояж с воровскими сокровищами Петров, который к этому времени уже Олег Быстров, совершенно непостижимым образом-таки найдет в целости и сохранности), уже в следующем кадре герой Машкова становится даже не партизаном, а настоящим бандитом. Сколачивает лесную банду. Сначала он ворует золотые слитки прямо в фашистском штабе, запросто попав в логово врага (языков Петров не знает, но это не страшно: на немецком бойко говорит испанец Диего, бывший заключенный и новый подельник Петрова). А уже после войны бывший офицер Красной Армии Петров просто убивает советских тружеников и ворует золото на приисках в Карелии. Именно в Карелии проходит службу и полковник Сенька-Пепел, где живет душа в душу с Ритой, которую Петров считает погибшей.

Видимо, страх разоблачения, возможность потерять (найти) Риту должны заполнить две оставшиеся до финала серии. Но это по логике. Что предложат авторы — тут уже остается только гадать.

Пышная криминальная составляющая, следствие, под руководством героя Сергея Гармаша, пытающегося найти бандита среди офицеров части, маскировка Сеньки-Пепла то в мотоциклиста в черных больших очках, то во врача в белом халате, устраивающего дымовые завесы, чтобы выкрасть свое личное дело из милицейского сейфа, где сказано, что он вор, а потом снова "превращение" в образцового командира части… Броневички, побочные любовные линии (ресторанная певица в исполнении Чулпан Хаматовой выглядит как-то уж совсем неловко), банда в краповых маскхалатах, напоминающая современный спецназ, воровской сходняк, под руководством главаря в исполнении Петра Мамонова (вот уж как-то и его уговорили сняться в этом сериале), эпизод с бывшим однополчанином Пепла, почти списанный, но плохо, с истории Левченко и Шарапова в "Место встречи изменить нельзя…". Все это видят зрители. И в какой-то момент можно даже подумать, что это не приключенческий сериал-детектив, а черная комедия.

3

То, что происходит в "Пепле" — какая-то картонная экранизация, местами откровенная "клюква", в которую по какому-то недоразумению попали замечательные артисты. Потому что их участие и работу в "Пепле" объяснить, когда смотришь на экран, так же трудно, как и мотивы поступков героев, и развивающийся сериальный сюжет. Сценария нет, диалогов нет, характеров нет.

Впрочем, главная задача создателей и канала выполнена – рейтинг есть. И высокий. В этом смысле лучшие актеры, снявшиеся в "Пепле", свою задачу выполнили – зритель на них пришел. И с точки зрения показателей череда неудач сериалов канала "Россия 1" прервана.

Кто-то хвалит сериал "Пепел" за великолепный актерский состав, кто-то упрекает его за очевидные сценарные неувязки, грубые исторические ляпы.

И все-таки дискуссия эта — не о художественных достоинствах произведения, не об игре актеров (что было бы понятно — все-таки речь идет всего лишь о кино). Раскол куда более глубокий.

"В фильме есть все: прекрасно отображен дух того времени, переплетение судеб, романтические отношения, смотрится на одном дыхании. Может быть, немного страшно было смотреть, когда пытали героя Миронова (вор Сенька Пепел, — РИА Новости), с каким жестоким миром преступности столкнулся капитан Красной Армии (герой Владимира Машкова, — РИА Новости). Но ведь это реальность, и от нее никуда не уйдешь", — пишет восторженная зрительница.

А вот "петербуржец в четвертом поколении" Григорий, оставивший свое мнение на сайте РИА Новости, смотрит вроде бы тот же фильм, но видит в нем совсем другое.

Ни актерская игра, ни костюмы, ни мизансцены, ни проблемы со сценарием его не волнуют: "Степень деградации и утраты морали приводит к созданию дешевых бессмысленных фильмов, главное популизм — измученная тема репрессий, бессвязная во времени и в пространстве игра актеров относит даже тему Великой Отечественной войны на второй план. Все это печально и грустно. Да, у нас сейчас нет идей, ради которых люди шли на подвиги, но марать историю через такие сценарии тоже не позволительно!"

Кажется, Григорий очень емко сформулировал суть того, что беспокоит людей, которые так остро реагируют на абсолютно любое современное произведение, рассказывающее про советский период, будь то коммерческий блокбастер или телесериал.

История про то, как вор-медвежатник Сенька Пепел поменялся одеждой, документами и жизненными ролями с советским офицером, могла бы быть просто захватывающим детективом, триллером, историей с переодеваниями. Ну, как "Джентльмены удачи", например — никому же не пришло в голову проецировать ту криминальную историю на себя и на страну, хотя она получилась куда более достоверной и живой, чем "Пепел".

Но сколько бы ни твердили авторы, что это история не про Сталина и даже не про войну, что все это просто фон для человеческих отношений, им никто не хочет верить.

Многим кажется, что такими фильмами авторы хотят оскорбить лично их — доказать, что они, теле- и кинозрители, родились в стране палачей, воров и предателей, и рассчитывать поэтому особо не на что.

Простые российские граждане оскорбились на то, что советский офицер, который жил 70 лет назад, оказался бандитом. Как будто такого не случается абсолютно в любое время. А еще больше многих задело, что вор оказался хорошим. Как будто вся мировая литература и кинематограф до этого не эксплуатировали очищающую силу любви.

"Как такое можно сочинить? Ладно, я разберусь, а молодым что сказать? "Медвежатник" — герой-офицер, а бывший офицер — отъявленный вор и бандит! Ну не до такой же степени все превращать в дерьмо. Хотя в нынешней бандитской России все возможно!" — очевидно, совершенно искренне возмущен зритель.

Смириться с тем, что мы живем в "бандитской" стране, выходит, можно, а признать, что в 1938 году вора и офицера могла ждать одна и та же тюрьма, что по своим личным моральным качествам человек в красивой форме может быть страшнее “медвежатника”, а бандит способен встать на путь исправления — это, значит, непатриотично.

Мне кажется, что зрителей потому еще так коробят попытки современных режиссеров высказаться по поводу прошлого, что своим зрительским чутьем они понимают: большинству из этих режиссеров на самом деле абсолютно нет до их нынешней жизни никакого дела.

На патриотическое кино дают деньги, а сериалы про "чекистов" собирают хорошие рейтинги — вот порой и вся режиссерская мотивация.

Бесполезно думать, что хотел сказать автор — он особо ничего и сказать-то не собирался. За редким исключением, разумеется. Красивые актеры симпатично смотрятся в военных мундирах того времени, стройные девушки прекрасны в летящих платьях и кудрях по моде того же времени.

Под видеоряд военного фильма можно подложить щемящую музыку, снимать — в добротных сталинских интерьерах. Касса, рейтинги и зрительские переживания гарантированы.

Вот почему уже много лет мы смотрим какой-то нескончаемый метасериал, словно с одними и теми же артистами в одном и том же гриме и среди одних и тех же декораций.

Только переживают-то люди по-настоящему. Очевидно, что прошлое сегодня волнует россиян — порой даже больше, чем настоящее.

В том прошлом мы пытаемся отыскать корни сегодняшних проблем, ищем причины нынешнего раскола в обществе и пытаемся вспомнить, что нас всех когда-то объединяло.

Вполне возможно, туда, в туманное прошлое, мы вновь и вновь заглядываем потому, что у нас нет внятного сценария будущего. И нас страшно раздражает, когда вместо объяснений мы обнаруживаем очередную коммерческую поделку.

4

Вот еще несколько мнений:

Борис Логинов: зрителей-то жалко.
Кино про то, что красный командир хуже любого урки.
в конце фильма предлагается вывод, что страна - "г***о", прямым тестом, и из нее надо валить всем, предварительно украв все, что можно, не считаясь с жертвами. Кто не украдет и не свалит - непременно погибнет.
Замечательно. И я уже не удивляюсь почему-то, что фамилия режиссера - Перельман. Ну и с фамилиями продюсеров все так же.

Алла Ефимова: Вот именно: коммерческую подделку. Причина? Поголовная психологическая неграмотность сценаристов и режиссеров в том числе. Они сейчас, в подавляющем большинстве своем, даже Достоевского и Толстого не удосужились прочитать, не говоря уж о том, чтобы изучить науку психологию. Потому и вранье про чудесные превращения людей, ничего общего не имеющие с правдой жизни.

Игорь: Очень непростое ремесло - создавать фильмы, сериалы на исторические темы. Очень рискованное. Дело в том, что экранизация той эпохи со стопроцентной уверенностью будет замечена, как теми, кому та эпоха знакома, так и теми, кто не знает того времени. Очевидцы "старины" наверняка заметят нестыковку с показанным, а те, кто увидит впервые "ту эпоху", могут отмечать только достоинства игры актёров и быть равнодушными к деталям.
Так вот, в "Пепле" всё было неправдоподобно. Не видел этого фильма полностью, испытывая недоверие, как к сюжету, так и к иллюстрации того быта и инфраструктуры. Окончательно плюнул на "Пепел" тогда, когда увидел в кадре совершенно новое современное пианино "Легница". Это говорит о явно халтурном отношении создателей к своей работе и полном неуважении как к исторической правде, так и к зрителю.

Barents: Итак… свершилось!!! Закончилось то, что реклама и, соответственно, Авторы преподносили как нечто выдающееся, способное побить и «Ликвидацию», и «17 мгновений весны» и всю прочую мелочь, путающуюся под ногами у Э. Багирова и В. Перельмана и теперь можно оценить этот обещанный нам «шедевр» полностью. Прошу извинить некоторую иронию, но каждый имеет право НА СВОЮ оценку-для этого и создана площадка обсуждения фильмов.

Кто не знает, но в тех странах, где съемки сериала являются средством для эффективной траты чьих-то денег, существует понятие «пилотная серия»-т. е. вначале снимается ОДНА серия. Задача создателей-запихнуть в нее все самое вкусное из того, что в дальнейшем ожидает зрителя при просмотре многосерийной эпопеи. В России это, в общем-то неплохое дело, отсутствует, но Перельман «со товарищи» за десяток с лишним лет от российских порядков малость поотвык и снимал свою «шедевру» по америкосовским лекалам, но в расчете на всеядного российского же зрителя уже порядком отупевшего от бесчисленных «ментов», «реальных пацанов» и прочих «универов».

Поэтому, в первом фильме (две серии) понамешано буквально все, до чего только мог додуматься воспаленный мозг сценариста и режиссера: здесь и лихой налет, как в зубодробительных изустных «воровских рОманах»… здесь и злобные НКВДшники (один даже в ЧЕРНЫХ очках-похоже единственных на тот момент в СССР. Это с какого же похмелья можно додуматься ДО ТАКОГО?)… здесь и «любовь до гроба», и, как сейчас бы сказали, смена имиджа и далее, далее и далее по списку! Правда, все это «варево» круто разбавлено кучей самых жутких ляпов, назойливо лезущих в глаза, но ГЛАВНОЕ достигнуто-зритель уверен, что он увидит ЧТО-ТО увлекательное. Но увы, уже в ходе второго фильма «шедевра» скатывается на уровень родных «ментов» самого примитивного пошиба с изрядной долей мелодрамы, предназначенной для не шибко умных домохозяек, чей вкус сформировался под влиянием «Рабыни Изауры» и «Дома-2». Но концовка опять-таки, по голливудским лекалам, интригует-началась война!!!

Вот здесь, казалось бы, уж наш Пепел (как и лжеПепел) покажут себя во все красе! Да только, «шиш (и то без масла!) вам», ребятушки: на фронте-сто раз проштампованные и до боли знакомые «герои-штрафники»… в зоне-опять-таки до желудочных колик напоминающей баню-кочегарку из знаменитой клюквы «Красная жара», медведеобразные и невообразимо грязные проштампованные криминальные авторитеты. Правда, истины ради, здесь блистает Андрей Смоляков-пожалуй, самый яркий персонаж этой «шедевры», что, кстати, понимают и сами Авторы, и посему (что бы на его фоне окончательно не потускнели наши «Пеплы») коварно зашибают его огромным булыжником.

А сериал окончательно потерял темп-кажется что смотришь какую-то примитивнейшую «производственную фильмУ», где передовика-директора «бросают» на подтягивание безнадежно отстающего завода и он своим талантом мгновенно вытягивает его в передовики. Только вместо директора бывший «медвежатник», громивший сейфы «как косточки из компота» (с), получивший военное образование за пару месяцев в тюремной камере!!!, а вместо завода-захудалая воинская часть. Не менее смешон и лжеПепел, «переквалифицировавшийся» в лихого налетчика и с лихостью и подготовкой на уровне современного спецназа, грабящий «золотые караваны», а в перерывах между грабежами дающий «на-гора» рекордные намывы золота в местах, где его отродясь не было! И опять мелодрама, мелодрама, мелодрама от которой глаза домохозяек предательски начинают блестеть.

В конце концов и самим Авторам становится понятно, что они исчерпали весь свой потенциал и уже не могут придумать, что еще можно сотворить в той вселенной, что у них есть и сериал стремительно скатывается в «полное УГ». Не спасает положение и отличный актерский состав-актерам просто напросто НЕЧЕГО играть и они отбывают «свой номер» в кадре, заучено и невыразительно проговаривая банальности. Хотя, сами виноваты-блистательная Фаина Георгиевна Раневская очень метко высказалась по этому поводу: «Сняться в плохом фильме-все равно что плюнуть в вечность». Жаль, что отличные актеры забыли эти золотые слова. Поэтому Авторы начинают действовать жестко-решительно крошат в фарш всех, кто подвернется под руку, начиная от «бедного стукача» и заканчивая «Бедной Лизой» (привет Карамзину от Багирова и Перельмана!!!) вкупе со лжеПеплом. А настоящий Пепел стремительно уносится на мотоцикле «в туманную даль», что наводит на нехорошие предчувствия-вдруг шаловливые ручонки этого «дуэта» дотянутся до «Пепла-2»?



Добавить ссылку на материал в блог          Добавить ссылку на материал на форум


Ваш ник
e-mail для получения комментариев (необязательно)
Ваш комментарий


Новое в сообществах